В апреле 2007 года легендарная питерская рок-группа «Аукцыон» выпускает новый альбом "Девушки поют". За последние 11 лет это первая студийная работа группы, составленная из абсолютно новых композиций. Первая пластинка на нашем лейбле – «Лиловый день» Федорова, - рассказывает NEWSmusic.ru Вадим Ульянкин, музыкальный продюсер лейбла «Геометрия». - Мы друг другу помогли, потому что нам хотелось стартовать со значимой работы, а Лене хотелось продвинуться по стезе экспериментов. В 2003 году вышел этот альбом. Затем вышел DVD Аукцыона с собранием клипов, интервью, смонтированный фильм про группу. Он вышел год назад, и совсем скоро появится его улучшенная и дополненная версия. Она практически готова к изданию – осталось пронумеровать диски, будет лимит 999 штук. Дополнили бонусом – Волчица и слайд-шоу с комментариями Олега Гаркуши, с фото из его личных архивов, проведена также работа со звуком – добавлена стереодорожка для любителей аутентичного звука. Нам хотелось выпустить все клипы Аукцыона. Однако найти все клипы в достойном качестве для выхода на DVD пока не удалось. Поиски продолжаются. В том качестве, которое есть в Интернете, - оно у нас есть. Однако хочется увидеть все на нормальном техническом уровне. Представляемая пластинка делалась очень долго. Больше года назад был первый разговор про ее запись. После фестиваля в Нью-Йорке Федоров договорился с Лондоном об издании такого альбома, и мы принялись за работу.
Леонид Федоров и Дмитрий Озерский
В записи альбома поучаствовали известный джазовый контрабасист Владимир Волков, а также первоклассные американские музыканты-гости — Марк Рибо (Marc Ribot), Джон Медески (John Medeski), Фрэнк Лондон (Frank London) и Нет Ротенберг (Net Rotenberg). Выход диска будет сопровождаться концертами-презентациями в России и США при участии Марка Рибо, Джона Медески и Владимира Волкова.
Марк Рибо (Marc Ribot) — американский гитарист и композитор, автор музыки к кинофильмам. Его гитара звучит на многих альбомах Тома Уэйтса (Tom Waits) и Элвиса Костелло (Elvis Costello). Марк также записывался и выступал со многими музыкантами, в числе которых Уилсон Пикет (Wilson Pickett), Мариан Фейтфул (Marianne Faithful), The Lounge Lizards, Ти-Боун Бернет (T-Bone Burnett), Джон Зорн (John Zorn), Билл Фризелл (Bill Frisell), Фред Фритт (Fred Frith), Medeski Martin&Wood и многие другие.
Джон Медески (John Medeski) — американский джазовый клавишник и композитор. Получив классическое музыкальное образование, заинтересовался такими музыкальными направлениями, как фанк и джаз, а в 1991 сформировал весьма популярное и уважаемое ныне джазовое трио Medeski Martin & Wood. Как сессионный музыкант участвовал в проектах Ти-Боуна Бернета (T-Bone Burnett), KD Lang, Джона Скофилда (John Scofield), Игги Попа (Iggy Pop), Мейсио Паркера (Maceo Parker), The Blind Boys of Alabama и др.
Владимир Волков — известнейший российский контрабасист. Сфера его интересов и возможностей практически неограничена: от классики барокко до участия в рок- и фолк-проектах. Стал известен в составе дуэта с Вячеславом Гайворонским, затем как основатель авант-джазового «Волков трио». Активно сотрудничает с лидером «Аукцыона» Леонидом Федоровым. Играл и записывался с Андреем Кондаковым, Владимиром Тарасовым, Сергеем Курехиным, Пятрасом Вишняускасом, Аркадием Шилклопером, Сергеем Старостиным, Игорем Бутманом и многими другими.
- С моей точки зрения, лет двадцать назад у меня закончилось понятие результата, - признался NEWSmusic.ru клавишник и автор текстов "Аукцыона" Дмитрий Озерский. - В том смысле, что вот написали песню и надо представить, как она будет звучать. Для меня песня заканчивается на том уровне, когда она сочинена под гитару. А дальше подключается еще кто-то, и как и с кем она будет жить – это уже следующий этап. В котором я могу участвовать или не участвовать. И будет ли сольно, или Волков-трио или Аукцыон – следующий этап работы. Есть авторство и есть исполнительство. Есть две-три песни, которые не вошли в альбом, а так бывает – на Птице три-четыре песни пробовались, но так и не вошли, - круг был обозначен заранее. Тут была ограниченность – эти песни только и могли войти в этот альбом. Что не вошли – уже было предчувствие, что они не войдут.
Вот что рассказал NEWSmusic.ru сам Леонид Федоров.
- По какому принципу для записи этого альбома приглашались музыканты?
- За последние 10 лет я вывел для себя трех людей, которые меня постоянно теребили, не давали успокоиться. Зорн, Рибо и Медески. Зорн отказался. А вот Медески оказался вполне аукцыоновским парнем, на удивление. А самый тактильный человек оказался Френк Лондон, хоть на альбоме он прозвучал только в одной песне. Если бы был Зорн, была бы совсем другая пластинка. Я фаталист, и что получилось, то получилось.
Всего записано около 80 минут. В альбом вошло 66 минут. Как ни странно, объединяют все эти песни в альбом – слова.
У меня было ощущение эйфории, когда мы записывали этот материал. Аукцыон не издавался 14 лет. И все 14 лет мы боролись за то, чтобы Аукцыона не было на радио. Потому что нет радио. Того, что мне нравится – нет. Разве что радио Классика или радио Джаз. Едешь в машине – и нечего слушать. И Наше радио – одно из противных.
Едешь по Калифорнии, и ощущаешь ритм-н-блюз как естественную музыку. Хотя вообще я не люблю ритм-н-блюз. Наверное, дело в том, что радио должно соответствовать окружающей жизни. У нас соответствует кто? Разве что радио «Шансон».
И на радио Джаз нас нет. Да чего говорить? Вонючее радио.
Леонид Федоров: Я фаталист, и что получилось, то получилось
- Обсуждали программу с Рибо и Медески, как и что будете играть на концертах в Москве и Питере?
- Нет, ничего не обсуждали. Медески приезжает за день, и с ним мы как-то еще сможем что-то обсудить по приезду. А Рибо приедет в день питерской презентации 21-го апреля. И в этом весь кайф. Все как сложится, так и будет. Думаю, что все будет отвратительно. У нас нет такого профессионализма, чтобы собрать сходу музыкантов и играть что-то. Разве что джазмены могут. Мне главное, чтобы не было несоответствия в общении. Но даже если и этого не получится, то мне все равно будет хорошо, потому что при записи все получилось.
За долгую историю нашей деятельности я помню всякое. Когда в 1991 году вышел альбом «Бодун», на него появилось 5 рецензий, и все ругательные. Самые продвинутые люди, с которыми я общался, только удивлялись – надо же, и музычку записали. А у меня все в голове уже было. Я просто сам знаю, что это хорошо. Что-то не очень, и я знаю, что не очень. Этот альбом – получился. Не знаю, насколько он понравится публике…
Не знаю, насколько он соответствует ожиданиям, после «Птицы». Но точно могу сказать, что с музыкальной точки зрения такого не было. И я доволен. Для меня есть какая-то законченность, которая вот написали с Димой и все. А есть незаконченные, которые капают и они не закончены. А вещи должны быть закончены.
Например, «Ждать» - совершенно аукцыоновская песня. Дело в том, что у Аукцыон умудряется сделать состояние, которого нет. Собрание этих людей уникально по сути. Даже если не было бы ни Рибо, ни Медески – альбом все равно бы состоялся.
Мы же хотели его записать ранее, но что-то с визами было не так. Я предложил – да фиг с этой Америкой, давайте поедем в Москву и там все запишем. Не поехали, но по сути ничего бы не изменилось. Потому что это особое собрание людей. Они дают свою краску. Я переиграл со многими людьми – нет ни с кем такого состояния, такого драйва. Эти песни должны были быть сделаны именно Аукцыоном. Расхлябанная, гадкая, вонючая энергия – она есть в Аукцыоне.
Вадим Ульянкин сообщил, что первый тираж альбома составит 5 тысяч экземпляров:
- Много средств вложено в этот альбом, и чем больше тираж, тем меньше издержки. Рынок находится в таком состоянии, что лучше продаются mp3, чем качественные CD. Но у группы аудитория уже сформирована. Как «Ленинград», Аукцыон продавать нельзя. Но все-таки верная аудитория покупать эти пластинки будет. Мы оплачивали запись альбома, проживание в Нью-Йорке музыкантов, сведение… Мы профинансировали весь процесс. Аукцыон – это не тот коллектив, на котором уверенно можно заработать. И даже пятитысячный тираж – неокупаем, при имеющихся затратах.
- Как вы будете компенсировать затраты? Получать проценты с концертов?
- Нет, никаких процентов от концертной деятельности мы получать не будем. Мы пытаемся придумать систему работы с пиратами, чтобы не появились дешевые издания. Уже проверено - издание дешевых пластинок аудитории Аукцыону не добавляет, и прибыли музыкантам не приносит. А появляется пиратка – и все, продажа дисков обессмысливается.
Наши дорогие диски – это не супердорогие диски. Самый дорогой – 300 рублей, но он двойной. Эти альбомы не такие уж дорогие. Но качество, да и само хорошее отношение к музыкантам – стоят того, чтобы купить «родной» диск. По нашим данным, альбом «Птица» разошелся 40-тысячным тиражом. Пираты, правда, им почти не интересовались.
Вадим ПОНОМАРЕВ, NEWSmusic.ru
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Foto.NEWSmusic.ru
Еще поподробнее о записи альбома и интервью Гуру Кена с Леонидом Федоровым читайте здесь.
22 апреля, Б1 Максимум, 19.00.