Популярность Насте Полевой принесли магнитоальбомы "Тацу" (1987 г., с хитом "Танец на цыпочках, который танцуют все девочки...") и "Ноа-ноа" (1989 г.). Безусловно, Настя на сцене не новичок. В 1981 году она стала вокалисткой наиболее известной на тот момент свердловской группы "Трек". В 1986 году выступила с собственной программой на I Свердловском рок-фестивале. В ее команде собрались музыканты из групп "Урфин Джюс" и "Наутилус Помпилиус". С самого начала, и до сих пор в группе играет гитарист Егор Белкин, сам по себе примечательная личность в истории уральского рока.
Настя ничуть не изменилась: такая же чистая и честная в общении. Настоящая рок-леди. После концерта в Красноярске она дала интервью "Сегодняшней газете".
- Настя, как вы оцениваете период конца 1980-х в развитии
рок-культуры в стране?
- Огромную роль в то время сыграли рок-клубы, открывающиеся во
всех крупных городах, они помогли "выплыть" многим группам, правда, некоторые
через два-три года рассыпались, но основных вы знаете. Это был самый насыщенный,
романтичный период и самый честный.
- Сейчас молодым командам пробиться труднее?
- В этом плане огромный минус в том, что у создающихся команд цель
другая - попасть в формат. Они видят, что "Муммий Троль" прошел, Земфира, а
стало быть, этот формат востребован, значит - и мы будем делать так же. У нас
была другая задача, поэтому существовало много оригинальных, самобытных групп.
Другое дело, что не все выжили, а музыкой и сейчас не особо заработаешь. Кто
играет с тех времен - жуткие энтузиасты, отобрать у них музыку сродни перекрытию
кислорода.
- И теперь лучшей рок-группой страны считаются "Звери". Как вам
такой расклад?
- Смешно. Это же "Руки вверх" с гитарами. Вся поп-музыка сейчас
оборачивается в рок-н-ролльную обертку, из-за этого путаница в умах. Но всё
равно практически у всех групп, вроде нашей, сильно омолодилась аудитория - от
20 до 25 лет, как ни странно. Пытливые молодые люди ищут всё, что могут найти
интересного, они начинают с "Агаты Кристи", потом через "Нау" приходят к нам.
Обычно мы последние в цепочке по степени освоения материала, а "Звери" для них -
поп-группа для девочек 13-18 лет.
- Часто слушаете старые записи?
- Нет, редко, а когда слушаю, то удивляюсь тому, что мы вообще
осмелились такое сделать. Последние наши альбомы более упрощенные, исчезли
рваные размеры. Я стала писать тексты не на отвлеченные, а на более конкретные
темы, и создается ощущение, что мы больше приближены к жизни. Когда слушаю
старые альбомы, то понимаю, что там были заложены основные направления,
постулаты, из которых я до сих пор черпаю вдохновение, там была абсолютно
неосознанная смелость и наглость.
- Словно с неба шло?
- Да, оттуда всё идет, мы просто инструмент.
- Что импонирует в рок-стане?
- "Сплин", Земфира, "Муммий-Троль" и "Запрещенные барабанщики",
особенно текстовая часть - это напомнило мне конец 1980-х.
У меня твердое убеждение, что ни нового Шевчука, ни Гребенщикова
на горизонте даже не просматривается. Саша Васильев мне нравится как поэт, в
плане лирики. "Текилла-джаз" - интересная команда. Все остальные - на небольшой
период времени. Арбенина, Сурганова - это твердый середнячок, рассчитаны на
конкретную, не буду уточнять какую, аудиторию. Я воспитана на рок-классике:
"Пинк Флойд", "Лед зеппелин", "Йес" и весь спектр 1960-70-х годов. В нашей
стране нет команды, услышав которую я бы сказала: "Ух ты!"
Мне гораздо милее "Король и Шут", они придумали свою эстетику:
сказочные страшилки. Хоть собственную руду выработали. Русский рок вообще нельзя
назвать настоящим, большим. Всех критикуют, что уже давно ни у кого не
появляется стоящего материала. Глупо нападать на рок-ветеранов. Они сделали, что
могли. Чего трепать "Аквариум", они такого понаписали, что никому и не снилось.
Весь русский рок, вместе взятый, столько не напишет, сколько сделал "Аквариум".
- Настя, вместе с Бутусовым и другими музыкантами вы засветились в
фильме "Брат". Бывает желание его пересмотреть?
- Хочешь не хочешь, а два раза в год я его смотрю, потому что идет
по телевизору. Я оцениваю этот фильм как свидетельство определенного времени, не
придавая ему никакой художественной ценности. Там на пленке оказались люди,
которых уже нет с нами. Была атмосфера безвременья, непонятно было, на каких
героев ориентироваться. Герой Бодрова-то сомнительный, хотя обаятельный, это и
спутало все карты. Этакий раздолбайский тип, непонятно как идейно
ориентированный.
В фильме не планировалось появление моих песен. Просто режиссер
увидел, как мы с Чижом спели, я в тот момент начинала на гитаре тренироваться,
он и попросил повторить это на камеру. Компания музыкантов в квартире, куда
герой Бодрова заходит за таблеткой, снята как документальный фрагмент.
- Удается совладать с гитарой?
- Я выбираю инструмент, который удобно держать в моей маленькой
руке. У меня гитара "Дан Электро", эту фирму я открыла для себя в Америке.
Оказывается, на гитарах этой фирмы играли молодые "Лед заппелин". Я же не
гитарист, меня заставили играть обстоятельства, так как коллектив немножко
сжался. Раньше мне казалось несовместимым петь и одновременно играть. Обучение
было с кровью и потом. Начинала с двух-трех песен в концерте, теперь играю в
течение всей программы.
- Гитару освоили, а пуанты?
- Честно говоря, нет, хотя мне предлагали знакомые балерины. А
почему вы про это спрашиваете?
- Чтобы могли исполнить "танец на цыпочках", воспетый вами!
- Ну, это же образ, когда песня писалась, я представляла себе
Наполеона - маленького, несчастного, ему приходилось тянуться, вставать на
цыпочки, чтобы завоевать мир. Эта песня не столько про девочку, это образ
маленького человека, которому надо себя проявить, чтобы стать счастливым!